Наши предки издавна считали, что береза обладает позитивной мощной энергетикой и особой силой. Чтобы создать семью. девушки шли в лес – «завивать» березку. Дерево украшали лентами и венками, пели песни, водили хороводы. Было принято также разговаривать с кукушкой –сколько раз она прокукует, столько и ждать замужества..
А ближе к ночи девушки гадали – плели венки и бросали их в реку. Если венок пристанет к берегу – девушка не выйдет замуж в этом году, если далеко уплывет или прибьется к другому венку – скоро свадьба. А если утонет – то замуж нескоро.
Молодые незамужние барышни на Троицу становились под березой и бросали вверх деревянную ложку. Если она застрянет в ветвях и не упадет на землю – это значит, что до конца года молодку ждет свадьба. Если же упадет – раньше следующего года сватов девушке не видать. Если упадет, однако не сразу, – парень пока еще раздумывает.
В этот день гадали и на цепочке на исполнение желания. Накануне Троицы про себя надо подумать о желании.. Утром в день праздника пойти в церковь с цепочкой. В храме поставьте свечу за здравие всех своих врагов и надо их простить, внести пожертвование на нужды церкви, а вернувшись домой пересчитать звенья в цепочке. Если число четное – желание исполнится, нечетное – не сбудется. После гадания цепочку почистить в проточной воде часа 3. Затем на ночь положите на подоконник для очистки лунной энергией, а на другой день оставьте под прямыми солнечными лучами. Носить цепочку можно на четвертый день после проведения ритуала.
Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».
В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.
На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.
Приметы. На Троицу дождь — много грибов.
От Троицы до Успения хороводов не водят.
В этот день мы славим Святую Троицу – Бога-Отца, Бога-Сына и Пресвятого Духа. Праздник также называют днем рождения Церкви, ведь в этот день на апостолов – учеников Христа – сошел Дух Святой.
Празднование недели Зеленых святок обычно начиналось в четверг: люди шли в поле или лес и плели венки «на все святки» из ландышей, незабудок, базилика, тимьяна. Использовали и полынь – как магическое средство от русалок.
– В пятницу до восхода солнца повсеместно собирали лекарственные травы, а также росу, которой лечили болезни глаз.
– В субботу стены, окна и иконы в доме украшали душистыми травами: душицей, тимьяном, полынью, любистком. А пол устилали лепехой (народное название аира). На ворота вешали венки из зеленых веток осины, ясеня, липы, а также из разных трав, которые отгоняли нечистую силу.
– В воскресенье все люди с букетами трав шли в церковь.
Особо почитаемым в Украине был тополь. Существовал даже обычай под названием «водить тополь»: выбирали стройную и высокую девушку, которая олицетворяла собой это дерево, «украшали» ее бусами, пестрыми ленточками и платками и водили с песнями по селу и полям, стремясь таким образом заручиться поддержкой сил природы для получения хорошего урожая. Кстати, бытовало поверье, что души усопших поселяются в зеленых ветвях деревьев. Именно поэтому Зеленые святки, кроме всего прочего, – это еще и народный праздник почитания предков.
Все обряды на Троицу были преисполнены символики благополучия и связывались с окончанием весны и приходом лета – временем, когда закладываются основы для будущего урожая. Недаром народ ходил кланяться полям и садам, просил у реки дождя, а у луга – травы для скота. Вы тоже можете в этот день попросить каких-то милостей у природы!
Неделя Зеленых святок была последней в череде мясоедных. После нее начинался Петров пост. Поэтому доедали оставшиеся мясные припасы, делали блины и вареники, пили холодный чай. Употребляли много молодой зелени (лук, чеснок), а для приготовления борщей и начинок для пирогов использовали щавель, лободу, молодую листву крапивы и свеклы.